Игра –
это искра.
Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в
играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время
подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества,
как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются
согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно,
примитивные) правила.
Советский педагог В.А.
Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об
окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности».
В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные
движения, формируются такие качества, как смелость,
находчивость, настойчивость, организованность.
Наличие в подвижных играх правил "бросать мяч только с определенного
расстояния", "бежать только после сигнала", "бежать до
условного места", "прыгать только на одной или двух ногах" воспитывает
у детей волевые качества. В играх с мячами, обручами, скакалками дети
закрепляют понятия вверх, вниз, далеко, близко и т. д.
В ходе подвижных игр дети учатся
быстро и правильно ориентироваться в пространстве.
Одним из важных
условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей.
Поэтому все игры, организованные взрослыми, должны проводиться эмоционально,
живо и непринужденно.
Подвижные игры как
средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из
них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективности действий
и непрерывности изменения условий деятельности.
Наибольшая близость той или другой
игры определенному возрасту предопределяется степенью ее доступности.
Важное условие успешности игровой деятельности
– понимание содержания и правил игры. Объяснение их можно дополнить показом
отдельных приемов и действий. Обучение детей целесообразно начинать с простых
некомандных игр, потом перейти к переходным и завершить сложными – командными.
К более сложным играм следует переходить своевременно, пока ученики не утратили
заинтересованности к изучению.
Таким
образом, эффективность проведения игры зависит от адекватности решения таких
организационных факторов, как:
– умение доходчиво и интересно
объяснять игру;
– размещение
игроков во время ее проведения;
– определение
ведущих;
– распределение
на команды;
– определение помощников и судей;
– руководство
процессом игры;
– дозирование
нагрузок;
– окончание игры.
Руководство игрой
Руководство игрой, бесспорно,
тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только это
может обеспечить достижение запланированного педагогического результата.
Руководство игрой включает несколько обязательных элементов:
– наблюдение за действиями
учеников;
– устранение ошибок;
– коллективных приемов;
– пресечение проявлений
индивидуализма, грубого отношения к игрокам;
– регулировка нагрузок;
– стимулирование необходимого
уровня эмоциональной активности на протяжении всей игры.
Направляя игровую деятельность,
учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь
самостоятельности и творческой активности игроков. В отдельных случаях он может
включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в той или другой
ситуации. Важно своевременно исправлять ошибки. Ответственный момент в
руководстве подвижными играми – дозирование физической нагрузки. Игровая
деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают
усталости. Во избежание переутомления учеников необходимо своевременно
прекратить игру или изменить ее интенсивность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий